Интернет-олимпиада как
игровая технология развивающего образовательного характера, её роль в учебном
процессе и досуговой деятельности школьников
Аниськов В.И., учитель биологии
ГБОУ лицея №344
Невского района Санкт-Петербурга
Игровые технологии развивающего обучения получили
в последнее время широко применение. Эти технологии развивают познавательный интерес к предмету,
активизируют учебную деятельность, способствуют становлению творческой личности
ребенка. Любая игра носит проблемный
характер, так как есть исходный вопрос,
на который надо дать ответ, а пути решения не ясны.
Работа
с талантливой молодёжью требует разработки специальных индивидуальных
образовательных программ и новых организационных форм поддержки. Так, наиболее
перспективным в этом аспекте, является сочетание очной и дистанционной форм
обучения. В нашем лицее такой формой дистанционного развития личности является
интернет олимпиада по биологии «Невский муравей», которая проводится с 2007
года и нацелена на развитие творческого подхода, реализацию научных форм системного мышления
учащихся, которые позволяют повысить
самооценку детей и сформировать собственную креативную среду с целью создания активной
жизненной позиции. На сегодняшний день популярность олимпиады такова, что она уже
носит международный характер, так как в
ней принимают участие ребята из разных городов и ближнего зарубежья. В 2011-13 учебном году в олимпиаде принимали участие 5 стран (Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан
и Молдова) , 62 населенных пункта (от
Бреста до Забайкальского края, от
Карелии до Дагестана), 99 школ (из СПб – 28 школ)
Интернет
- олимпиада, представленная на сайте
биологов Невского района Санкт-Петербурга (http://bionevra.narod.ru/
), отличается научно-популярным содержанием вопросов, носящих развивающий
характер и требующих знаний в смежных науках. Каждый из вопросов иллюстрируется
специально подготовленной фотографией, помогающей найти ответ. Использование
анимационных гифов и музыки позволяет создать ощущение поискового микромира, в
который погружаются не только подростки, но и взрослые; таким образом,
олимпиада помогает школьникам не только получить дополнительные знания по
предмету, но и освоить навыки использования поисковых систем в Интернете. Также
она призвана создать творческую обстановку в семье, так как ответы на вопросы
учащиеся могут искать совместно с родителями, о чем свидетельствуют отзывы
родителей, которые приходят в координационный центр олимпиады.
Научное руководство интернет – олимпиадой «Невский
муравей» осуществляет директор Инновационного центра «Биотехнология» при Союзе
ученых города Санкт - Петербурга доктор биологических наук Виктор Ростиславович
Алексеев, автор части вопросов по
космической биологии. Так осуществляется связь фундаментальной науки и
школьного образования.
|